Из истории дамской сумочки. Дамская сумка


Дамские сумочки наших пра...бабушек - Прекрасная эпоха модерна

21:08 05.11.2009Дамские сумочки наших пра...бабушек

Большая история маленькой сумки

 

 

Женская сумка – загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, – свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка – дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века. 

 

 

В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе. 

 

1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы – и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) – «ридикюль».

 

 

«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века – даже сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве – тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий. 

 

 

 

В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, – именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком – как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах.

 

 

Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых ярких периодов «сумочной» истории – 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие – воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году. 

 

 

В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки. 

 

 

В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и старые журналы. Сумки украшались венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором и камеями. 

 

 

Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа – не свободна: она должна украшать женское лицо. 

 

 

Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags – сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном. 

 

 

Сумка – это продолжение тела, культовый предмет и интимное пространство женщины. Некоторые психологи находят в этой вещи эротический подтекст: она ведь и вправду, как и ее хозяйка, закрывается на замок и прячет тайну. Возможно, это одна из разгадок притягательности столь скромного предмета обихода. 

 

 

Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна" La_belle_epoque

read more at La_belle_epoque

a-la-belle.livejournal.com

История кошелька и дамской сумочки. » Женский Мир

1:505

 

1:515

История дамской сумочки началась менее трех веков назад. До этого, в средние века, как женщины, так и мужчины носили на поясе незатейливый мешочек, узелок или кошель.

1:820

Ещё в XII веке в Европе ни женщины, ни мужчины не знали, что такое карманы и сумки. Среди многих новинок, привезённых с Востока после крестовых походов, были и кошельки – «сарацинские мешочки».

1:1187

2:1694

Содержимое этих вместилищ было самым разнообразным — в них за неимением карманов складывали все, что могло пригодиться за пределами дома: деньги, принадлежности для разведения огня, предметы туалета и прочую мелочь. Но чаще всего они выполняли роль кошельков.Конструкция кошелька совершенствовалась на протяжении всей истории человечества. С тех пор как люди придумали деньги, возник вопрос – в чем их носить.

2:769

3:1278

Кошелек в стародавние времена назывался Geldkatze – (мешочек для денег). Как ясно из названия, был он немецкого происхождения. В таком двойном мешочке с разрезом с одной стороны, вязаном или густо плетеном, мужчины всех сословий носили свои деньги – у кого сколько было.

3:1776

4:506

Гельдкатце прикрепляли к поясу. Отсюда, кстати, и пошло выражение «денежный мешок», поскольку количество монет определяло объем этого аксессуара.

4:790

5:1297

За крупные покупки расплачивались множеством монет, не уместившихся бы ни в одном современном кошельке. Такой мешочек на поясе старались покрывать складками одежды, чтобы не слишком бросался в глаза.

5:1670

6:506

Происхождение дамской сумочки от кошелька подтверждается и ее названием — в английском, например, и то и другое одинаково обозначается словом purse.Как ни странно, женская сумочка – родная сестра мужского портмоне. В Средние века у мужчин были довольно вместительные кошельки.

6:1027

7:1534

У дам в те же времена появились кисеты для табака и для солей, духов и притираний. Всё это было уже дамской начинкой того же гельдкатца, пока не появились специальные табакерки и шкатулки для женских украшений и парфюмерии… Тут они расстались. Господин Гельдкатце пошел своей дорогой – совершенствуясь в искусстве собирать разнокалиберные деньги, пока не превратился в портмоне; а маленький кисет, пленясь изящными безделушками, стал в конце концов современной дамской сумочкой. А свои кошельки милые дамы предпочитают именовать косметичками, что как нельзя красноречивее говорит о различии мужских и женских ценностей.

7:1155

8:1662

Если ценностей оказывалось слишком много, с собой брали слугу, который нес шкатулку или корзину вслед за своей госпожой. Чего только не было в этой клади – от вышивки, замершей на пяльцах в ожидании, когда хозяйка про нее вспомнит, до мешочка с леденцами и даже… маленькой собачки, умевшей оглушительно тявкать в самый неподходящий момент.

8:634

9:1141

 

9:1151

10:1656

Впрочем, самое ценное и секретное дама все же носила при себе, не доверяя никаким слугам: любовные письма, ключи, миниатюрный молитвенник и прочее… Всё это умещалось тоже в маленьком мешочке, затейливо украшенном, из которого, собственно и произошла современная женская сумочка. Правда, к платью средневековой дамы зачастую был прикреплен не один такой мешочек: ведь секретов могло оказаться очень много…

10:758

11:1265

 

11:1275

Мужской кошель вел себя рассудительнее: деньги любят тишину. Свою эволюцию Гельдкатце начал с того, что… к XVII веку превратился в карман. Ну, разумеется, решили мужчины, как-то небезопасно, что мешок, набитый монетами болтается на поясе. Надо как-то попробовать вшить его в брюки, чтобы ближе к телу… И – получилось. Теперь золотые дублоны позвякивали уже где-то в глубине мужских брюк, что логично: психоаналитики сегодня утверждают, что нет ничего интимнее денег… Впрочем, позже мужчины решили, что карман необязательно прятать: он может быть и украшением костюма. И в последней трети XVII века в мужскую моду вошел накладной карман, сделанный впервые на камзолах эпохи Людовика XIV. Разумеется, тот карман бы расшит золотом и кружевами. Позднее внешние карманы стали пришивать и к мужским жилетам.

11:2749

12:506

Небольшими сумочками продолжали пользоваться, пожалуй, только завзятые игроки и любители табака. В качестве «игорных» сумок использовали кошели с твердым дном — чтобы их можно было ставить на стол. В них хранили кости и карточные колоды. Как и сумочки для табака и курительных принадлежностей, они были затейливо украшены.

12:1118

13:1625

Во времена Людовика XIV в моде происходит знаменательное событие: уменьшается количество нижних юбок и сдвигается линия талии! Дело было в том, что женщины, в отличие от мужчин заботились об изяществе своих силуэтов. Мужчинам было безразлично, какой у них силуэт – главное, чтобы в мешке было побольше денег…

13:576

15:1584

А дамы вовсе не собирались ходить увешанными мешочками, будто новогодние елки. Даже если мешочки расшиты жемчугом и бисером. В отличие от мужского денежного хранилища, легкомысленный мешочек с флаконами, пудрой и любовными посланиями повел себя совершенно иначе. Он стал не частью костюма, а – отдельным кисетом, то есть изящным дополнением к нему.

15:647

 

16:1162

В аристократические круги сумочку ввела в середине XVIII века фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, женщина с добрым сердцем и неплохим вкусом. С ее легкой руки мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев, стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode.

16:1688

17:506

Маркиза Помпадур дала свое имя этим бесполезным с точки зрения мужчин, но дорогим вещам: миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется «помпадур». Современники маркизы предпочитали называть этот предмет reticule, от латинского reticulum — «сеточка». Хранились в сеточке-ридикюле иголки, нитки и прочие принадлежности женского досуга.

17:1200

19:2208

Для светских львиц эпохи рококо вышивание стало таким же символом домашнего уюта и интимной доверительности, как новая дворцовая архитектура с ее маленькими комнатами или ландшафтные парки, пришедшие на смену геометрической регулярности барочных садов.В моде были сумки с инкрустациями из черепахового панциря и жемчуга. Их оправляли в серебро и золото. Сумки стали произведениями ювелирного искусства.

19:752

20:1259

Как и в XVIII веке, популярны были сумочки из ткани — атласной, парчовой или гобеленовой. Иногда ткань с тематическим (жанровым или пейзажным) рисунком ткали по специальному заказу, чаще украшали вышивкой — гарусной или бисерной.

20:1688

21:506

Многочисленные бисерные сумочки, которые на первый взгляд можно принять за вышитые, на самом деле связаны крючком или на спицах. Первый способ был более распространен и имеет более долгую историю. Скорее всего, бисерное вязание крючком было изобретено в Германии, где оно приобрело широкое распространение. Эта кропотливая работа начиналась с нанизывания на нить в строго определенном порядке — согласно рисунку — разноцветных бисеринок.

21:1328

22:1835

Пряжа с нанизанным на нее бисером наматывалась на бумажку или специальную фигурную деревянную палочку. Затем нить провязывалась так, чтобы при вывязывании каждого столбика или петли бисеринки оставались на лицевой стороне изделия. Было особенно важно отсутствие сбоев при наборе бисера на нитку, что могло привести к смещению целого ряда рисунка. В Германии при надомном изготовлении бисерных вещей на продажу практиковалось своеобразное разделение труда: мужчины низали бисер, женщины вязали.

22:917

23:1424

Закрывались сумки не только с помощью шнурков. Широко применялись металлические рамки и застежки самой разнообразной формы и конструкции.

23:1685

24:506

Они богато украшались позолотой, эмалью, вставками из перламутра и полудрагоценных камней. Внимания заслуживают «решетчатые» раздвижные устья, набранные из узких пластинок, соединенных по кругу шарнирами и снабженные вверху круглой крышечкой.

24:972

25:1479

Наряду со стальными, бронзовыми, серебряными замками использовались и более оригинальные конструкции.

25:1674

26:506

Например, сумочки с бисерным туловом и нитяным узким горлышком замыкались с помощью надетого на горлышко узкого металлического кольца. Изящно выглядели экземпляры в форме кувшинчика: они открывались при перемещении колечка на ручку кувшинчика и замыкались, когда оно надевалось на горлышко. Встречались также сумочки с двумя отделениями, соединенными нитяной сеткой с надетыми на нее двумя колечками, передвижением которых запиралось либо одно, либо оба отделения.

26:1370

27:1877

В начале XIX века появилось множество разновидностей дамских сумок. Самые миниатюрные предназначались специально для визитов и не содержали ничего, кроме визитных карточек.

27:322

28:829

Другие, более функциональные, дополнялись зеркальцем, отделением для пудреницы, карманом для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Особой разновидностью сумочек были изящные шателены, которые крепили к поясу с помощью специального крючка с чеканным щитком. Для выхода в свет предназначались роскошные вечерние сумки, в которые вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal).

28:1581

29:506

 

29:516

30:1021

Особые сумки делали для похода в театр — в них было место для лорнета или театрального бинокля. Театральные и вечерние сумочки зачастую представляли собой настоящее произведение искусства. В период повсеместного увлечения античностью, сумочки стали напоминать по форме древнегреческие вазы – амфоры, получившие название «ридикюль» (от французского ridicule — «смехотворный»).

30:1749

31:506

 

31:516

32:1021

Впрочем, была еще одна принадлежность и женского и мужского гардероба – муфта, служившая одновременно и сумкой. Муфта была не только меховой для тепла, но и модным аксессуаром. В XVII и XVIII веках она считалась привилегией высших слоев общества, подданным ее носить запрещалось. Женщины носили муфты не только на улице, но и дома, в обществе. Мужчинам муфта так полюбилась, что они полностью отказались от нее только после Французской революции. Однако этот аксессуар до сих пор часто появляется в моде, изменяя при этом форму, размеры, материал. В ХХ веке распространена была так называемая taschenmuft (немецкая), которая и грела и была сумочкой.

32:2192

33:506

 

33:516

Переломным моментом в истории дамской сумочки стало развитие путешествий и туристического бизнеса в конце XIX — начале XX века. Сумка для путешествий стала неотъемлемым предметом гардероба, что оказало влияние и на облик дамских ридикюлей.

33:962

34:1469

Для путешествий нужны были менее изысканные и более практичные сумки. С талии или запястья сумочки постепенно перекочевали в руку, а затем и на плечо. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV — и с этого момента багаж властно вторгается в сферу моды и стиля. Начиная с этого времени женская сумочка балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и функциональным вместилищем, «мини-саквояжем», в который складывают все, что может понадобиться, и кое-что еще. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность — handbag.

34:2649

35:506

В пределах этого «семейства» дамская сумка из декоративного аксессуара превращается в деловой, функциональный. Сказывается на этом и процесс женской эмансипации. Но даже «саквояжики» по-прежнему тяготели к миниатюрности. Стильной могла с полным правом считать себя лишь та дама, «джентльменский набор» которой был минимален (правило, которое и по сей день никто не удосужился отменить). Вместе с интересом к путешествиям возросло и производство сувенирной продукции. Во Франции в качестве сувениров продавали кошельки и сумочки с видами Парижа; Италия снабжала свои изделия неувядаемыми античными мотивами. На многих сумочках девятнадцатого столетия были изображены церковь, собор или другое узнаваемое здание.

35:1854

36:506

Двадцатый век — век скорости и перемен — с самого своего начала придал изменениям в моде на фасоны ридикюлей головокружительную интенсивность. В начале века в театрах и гостиных почти безраздельно господствуют плоские сумочки с рамками — прямоугольные, круглые, шестиугольные. Изредка они перемежаются округлыми, похожими на фляжки изделиями с шарнирными раздвижными устьями или мешочками с продетыми в край двумя металлическими стержнями.

36:1340

37:1847

А что же забытый гедлдкатце?

37:56

38:563

Когда на смену звонким золотым монетам пришли бумажные деньги, кожаный мешочек, затянутый шнуром или бычьей жилой, превратился в плоский и гладкий бумажник — корректный портмоне, ставший респектабельным родственником портфеля, портсигара, портупеи, а также портшеза и портпледа – то есть всех аксессуаров, которые непременно входили в джентльменский набор светского человека. Все они происходят от одного и того же французского «porter» — носить. Поэтому вещи, которые постоянно берут с собой, часто имеют в названии эту приставку «порт»: «всё свое ношу с собой», как сказал философ.

38:1677

39:506

Портмоне стремительно становится предметом роскоши. Сегодняшний обладатель больших денег щеголяет портмоне ручной работы, сработанным известными дизайнерами и выпущенным в особой номерной серии в ограниченном количестве.

39:925

40:1432

Забавно, что тощий кошель какого-нибудь юного гвардейца Его Величества во времена Д’Артаньяна тоже был ручной работы – иных тогда просто не делали…

40:1725

42:1007

И самое новейшее изобретение — совсем невидимый кошелек, виртуальный. Но деньги на нем лежат самые настоящие — например, Webmoney или Яндекс-деньги, или — E-gold, которые вы используете для оплаты в Интернете, но всегда можете обратить в реальные денежные знаки. Может быть, это — последняя стадия эволюции кошелька. А возможно, — жилище для денег претерпит еще немало превращений.

42:1718

43:506

Первая мировая война и последовавшая за ней «эпоха джаза» ознаменовались бурным разнообразием театральных и бальных сумочек самых разных форм, размеров и фасонов.

43:823

44:1330

К исходу второго десятилетия в моду все больше входят пухлые мешочки типа «помпадур», затянутые тесемкой.

44:1540

 

45:514

Они декорированы пестрыми поперечными полосками, ровными или зигзагообразными, внизу украшены пышной подвесной кистью, либо к ним прикреплено плоское донышко, так что сумочка приобретает форму полушария.

45:895

 

46:1410

В начале двадцатых годов в качестве ручек и оформления устья по-прежнему популярны тесемки или лямки, нередко они завершаются металлическим кольцом. Преобладает сложный, многоцветный криволинейный декор — зигзаги, многоугольники, этнические мотивы. Способы вязки, плетения и подвешивания варьируются до бесконечности.

46:2007

47:506

 

47:516

 

48:1029

К середине второго десятилетия формы и украшения усложняются, сумочки «обрастают» клочковатой бахромой или кисточками самых причудливых очертаний, так что к 1925 году они начинают напоминать глубоководных монстров или невиданные тропические плоды.

48:1500

 

49:514

После Первой мировой войны многие женщины начали работать, и сумки стали не только украшением, но одновременно предметом практическим. Вместе с промышленной революцией пришли новые методы и способы изготовления ридикюлей. Стали широко использовать папье-маше, алюминиевые сплавы, сталь, полимеры. Совмещение этих материалов в сочетании с новыми технологиями привело к появлению новых видов и форм сумок.

49:1262

 

50:1777

К началу Второй мировой войны в ходу были сумка-конверт, появившаяся в 20-е годы, сумка-папка, вошедшая в обиход чуть позже, «сумка для автомобиля», сумки-чемоданчики и сумки-портфели. Теперь модная сумка могла получить не только родословную, состоящую из истории модного дома, но и собственное имя. Одной из первых имя получила сумка Kelly от Hermes.

50:637

 

51:1152

Она была создана в тридцатых годах, но популярность приобрела, когда ее начала носить Грейс Келли. После гибели принцессы сумка «унаследовала» ее имя. Еще одна знаменитая сумочка «с именем» — стеганая удлиненная кожаная сумка Дома Chanel на золотой цепочке. Ее официальное имя — «2.55», так как эта модель была запущена в производство в феврале 1955 года.

51:1831

 

52:514

В мире женской моды сумка — самый важный аксессуар. Она не утратила своего изначального очарования и… объема. Ведь помада, флакончик духов, зеркальце, косметичка, пудреница, — все эти необходимые вещи, им, как и много лет назад, нужен уютный мешочек, в котором они могут жить-поживать всегда под рукой у хозяйки.Неслучайно именно этому предмету дамского туалета посвящены целые музейные экспозиции.

52:1260

 

53:1775

Пожалуй, самый знаменитый из музеев, где собрано свыше 2000 экспонатов — от предметов XVII века до изделий современных дизайнеров, — это Музей сумок в голландском Амстелвене.

53:324

 

54:839

Еще более представительной коллекцией (3000 экспонатов) располагает токийский Музей сумок (Princess Gallery — Handbag Museum). Обширными коллекциями обладают Музей Виктории и Альберта в Великобритании, парижский Лувр и некоторые другие музеи.

54:1264

jenskiymir.com

Из истории дамской сумочки | Изюминки

Из истории дамской сумочки

История дамской сумочки началась сравнительно недавно — менее трёх веков назад. До этого, в средние века, как женщины, так и мужчины носили на поясе незатейливый мешочек, узелок или кошель. Содержимое этих вместилищ было самым разнообразным — в них, за неимением карманов, складывали всё, что могло пригодиться за пределами дома: деньги, принадлежности для разведения огня, предметы туалета и прочую мелочь. Но чаще всего они выполняли роль кошельков.

Происхождение дамской сумочки от кошелька подтверждается и её названием — в английском, например, и то и другое может одинаково обозначаться словом purse.

Женская сумочка в ожидании лучших времен оставалась принадлежностью домохозяек среднего класса. В Германии и скандинавских странах замужние женщины носили на поясе объёмистую плоскую сумку на металлическом каркасе-рамке. Она была обязательной принадлежностью хозяйки дома и часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей.

Были и специальные сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь.

Из истории дамской сумочки

Из истории дамской сумочкиИзображения XVI века

Из истории дамской сумочкиФрагмент картины Квентина Массейса и портрет сэра Томаса Грэшама

Из истории дамской сумочкиАдмирал Нельсон и кошелёк, который ему принадлежал

И хотя сумками пользовались и мужчины, к XVII веку они обзавелись карманами, а небольшими сумочками продолжали пользоваться, пожалуй, только завзятые игроки и любители табака. В качестве «игорных» сумок использовали кошели с твёрдым дном — чтобы их можно было ставить на стол. В них хранили кости и карточные колоды. Как и сумочки для табака и курительных принадлежностей, они были затейливо украшены.

Из истории дамской сумочкиКошельки нередко изображались в натюрмортах

В XVII веке в обиход стал входить так называемый «кошелёк для скупого» (англ. Miser’s purse). Такое необычное название кошелёк получил из-за того, что его было сложно потерять, кроме того, открыть его было тоже непросто.

Из истории дамской сумочкиФрагмент картины Лионелло Спада; «кошельки для скупого»

Экспонаты из музея Виктории и Альберта:

Из истории дамской сумочкиКошелёк в виде виноградной грозди, 1600-1650 гг

Из истории дамской сумочкиКошелёк из перламутра и шёлка, 1600-1630 гг; Кошельки, сделанные в Англии, 1680 г.

Из истории дамской сумочкиКошелёк, XVIII век; сумка-конверт из алтаса, начало XVIII века; предположительно английская сумочка, XVIII век

Из истории дамской сумочкиВышитый бисером кошелёк с монограммой Марии-Антуанетты, XVIII век; кошелёк с сюжетом «Диана-охотница», 1725-1750 гг

В аристократические круги сумочку ввела в середине XVIII века фаворитка Людовика XV, маркиза Помпадур, женщина с добрым сердцем и неплохим вкусом. С её легкой руки мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев, стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode (рус. «модная дама»). Маркиза Помпадур дала своё имя этим бесполезным, с точки зрения мужчин, но дорогим вещам: миниатюрная сумочка в форме затянутого тесёмкой мешочка и по сей день называется «помпадур».

Современники маркизы предпочитали называть этот предмет reticule, от латинского reticulum — «сеточка». Хранились в сеточке-ридикюле иголки, нитки и прочие принадлежности женского досуга. Для светских львиц эпохи рококо вышивание стало таким же символом домашнего уюта и интимной доверительности, как новая дворцовая архитектура с её маленькими комнатами или ландшафтные парки, пришедшие на смену геометрической регулярности барочных садов.

В начале XIX века появилось множество разновидностей дамских сумок. Самые миниатюрные предназначались специально для визитов и не содержали ничего, кроме визитных карточек.

Другие, более функциональные, дополнялись зеркальцем, отделением для пудреницы, карманом для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Особой разновидностью сумочек были изящные шателены, которые крепили к поясу с помощью специального крючка с чеканным щитком.

Для выхода в свет предназначались роскошные вечерние сумки, в которые вкладывались веер и бальная записная книжка (фр.carnet de bal). Особые сумки делали для похода в театр — в них было место для лорнета или театрального бинокля. Театральные и вечерние сумочки зачастую представляли собой настоящее произведение искусства. Техника их изготовления была самой разнообразной и зависела не только от веяний моды, но и от предпочтений владелицы.

Из истории дамской сумочкиМодные картинка кон.XVIII — сер.XIX вв

Из истории дамской сумочкиПарижские модные картинки, конец XIX века

Из истории дамской сумочкиВикторианская сумочка, расшитая бисером; Кошелёк, вязаный из шёлка и бисера, 1800-1850 гг; Викторианская бархатная сумочка с вышитыми изображениями грифонов и змей

В начале XIX века небольшие «гобеленовые» сумочки назывались «ридикюль». В них носили такие необходимые вещи, как кошелёк, нашатырь и носовой платок. Нашатырь был необходим, поскольку от сильного затягивания в корсет дамам часто становилось плохо, вплоть до обморока. Они часто делались (вышивались) на дому собственноручно, а рамы с серебра или стали, пряжки, цепочки и ручки продавались готовые.

Из истории дамской сумочкиСумочки, сделанные в 1820-1830 гг

Из истории дамской сумочкиВикторианская бархатная сумка; вышитая вручную австрийская сумочка

Из истории дамской сумочкиВинтажная сумочка, сделанная в России; дамские сумки кон.XVIII — нач.XIX вв

Из истории дамской сумочкиСумочка фирмы F&N Co; серебряная сумка, XVIII-XIX вв; сумочка в стиле ар-нуво, ок.1900 г

Из истории дамской сумочкиСумка из коричневой шерсти, с фурнитурой золотого цвета; бархатная сумка с серебряной отделкой; немецкая сумочка

Читайте также

www.izuminki.com


Смотрите также