Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков. Лакомка сумка


Сумки. Начало. Экскурс в историю.

Немного истории не помешает, решила я..Сумка: от лакомки и калиты до Гуччи и Диора Археологические данные свидетельствуют, что у наших далеких предков-скифов, живших в южных степях, не было ни сумок, ни даже карманов. Все необходимое в походе (меч, лук, чаша, нож, огниво) крепилось непосредственно к поясу.

Сумки появились позже, и делались они чаще всего из меха, выделанных кож, а уж потом из ткани. Кочевники использовали кожаные бурдюки, оседлые племена — плетеные корзины.

В Древней Руси сначала появились прикрепляемые к поясу одежды карманы. У женщин они назывались лакомками и служили для ношения в них семечек или леденцов.  У мужчин это была калита, в которой носили деньги. За грибами и ягодами ходили с берестяными туесами или плетеными корзинками, а в дальнюю дорогу отправлялись с заплечной сумой, сшитой из куска ткани, или с обычным узелком. Надо отметить, что любые сумки украшались орнаментом, отделывались лентами, вышивкой. Плетеные корзины тоже носили отпечаток руки мастера и часто отделывались по краю другим видом плетения или ярко раскрашивались.

Одними из первых сумками-ягдташами стали пользоваться мужчины-охотники. Эти сумки изготавливались из дубленых кож и снабжались длинным ремешком.

Вплоть до начала XX в. сумок как таковых в Европе ни у знати, ни у простых людей не было. Начиная примерно с XII в. знатные женщины стали носить небольшие сумочки (кошели), прикрепление непосредственно к поясу или привязанные к нему длинным витым шнуром. Делались такие кошели из плотной ткани или кожи, были различной формы и богато украшались тиснеными узорами, шитьем или металлической обкладкой. При французском королевском дворе такой мешочек был неотъемлемой частью костюма и назывался «омоньер», а позже — «помпадур» в честь знаменитой фаворитки Людовика XV. Часто в мешочек складывали монетки, которые при ходьбе звенели, и во время балов и других придворных приемов каждое движение присутствующих сопровождалось мелодичным перезвоном монет в кошельках.

На Руси небольшие кошели украшались речным жемчугом и бисером, а у царствующих особ — драгоценными камнями, оправленными в золото и серебро. Жены золотоордынских ханов носили у пояса сумочки, сшитые из парчи, складывая в них зеркало, пудру, румяна.

В Средневековье появились ремесленники - «сумочники», занимающиеся изготовлением разного рода кошелей, значительно отличающихся друг от друга по цене.

Приблизительно в XVI в. в Италии появились необычные сумки-муфты, изготавливаемые из бархата, шелка, плюша. Часто муфты украшались перевитыми шнурами, бусинами, бантами, лентами. Мужчины тоже носили муфты, но более скромные.Кроме того, в качестве импровизированных сумок использовались широкие пояса, корсажи и юбки с потайными карманами, а в ХУШ в. люди среднего сословия для удобства стали нашивать на верхнюю одежду и передники большие карманы. Вплоть до начала XIX в. женщины носили вышитые крестиком, вязаные или плетеные небольшие сумочки-кисеты, помпадуры и ридикюли. Во времена Наполеона в придворной моде по-прежнему были сумочки на длинном шнурке. Горожанки простого сословия всегда имели при себе красивые мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей.

Интересно, что привычная для нас маленькая сумочка-кошелек когда-то имела совсем другое назначение. Изначально, в ХVIII в., кошельком называли матерчатый, обычно черный мешочек, в который убирались стянутые на затылке волосы. И только с середины XIX в. матерчатые ил и кожаные кошельки стали использоваться для ношения денег. От небольшого кошелька позже произошла большая бесформенная сумка-кошелка.

Крестьяне во всем мире пользовались в качестве сумок мешками из холстины, плетеными корзинами разных форм и размеров.

В большинстве стран мира купцы для перевозки товаров на дальние расстояния по причине отсутствия тогда кожаных чемоданов и сумок пользовались самыми разнообразными сундуками. Дорожными сундуками пользовались и люди, принадлежавшие к другим сословиям, как простые, так и знатные.

На Руси самыми распространенными емкостями для перевозки багажа были сундук-подголовник, на котором купец (или его помощник) на самом деле спал, чтобы его не обокрали, и сундук с «сигнализацией», одна из замочных скважин которого была снабжена внутренним колокольчиком (если вор вставлял в нее отмычку, поднимался звон). Восточные купцы, кроме деревянных сундуков, использовали кожаные бурдюки и тканевые мешки, ставшие прототипом современных саквояжей и кофров.

Начало XX в. ознаменовалось огромными изменениями в одежде европейских народов. В это время женщины стали носить брюки не только на охоте, но и в повседневной жизни. Появилось и огромное количество самых разнообразных женских сумок: для театра для рынка, для книг и т. д. Сначала эти сумки были маленьким, их размер стал быстро увеличиваться одновременно с кардинальными изменениями в образе жизни женщин. Если в начале XIX в., кроме небольших поясных мешочков и муфт, женщины в городах не носили более никаких сумок, то уже в начале следующего столетия картина резко изменилась. Теперь с каждым годом сумок становилось все больше, и были они самыми разными по форме, цвету и предназначению.

Своеобразной женской сумкой и в ХХ в. продолжала оставаться меховая муфта, в которую женщины могли прятать деньги, любовные послания, а при необходимости и оружие.

Сумки делали из кожи, замши, вязали крючком и на спицах, плели из бисера и соломки. В то время рукоделие было обязательным занятием для женщин разных сословий. Многие из них становились просто виртуозами в деле изготовления различных сумочек и модных тогда кисетов.

Появление и огромное разнообразие сумок в начале ХХ в. было связано с тем, что в моду вошли очень узкие длинные юбки с перехватом ниже колен, в которых места для тайных и явных карманов не было. Модницы стали приобретать большие сумки на длинном ремешке или ремешке-цепочке. Но они не всегда были удобными, и модельеры разрабатывали все новые и новые виды сумок.

Рассмотрим происхождение разных сумок и их первоначальное предназначение.

Портфель — дословно переводится с французского языка как «носитель листа». Изначально, в середине XIX в., был придуман для хранения и ношения бумаг и документов, поэтому имеет соответствующую форму и несколько отделений внутри. С портфелями ходили в основном адвокаты, финансисты, иногда чиновники. У офицеров были прямоугольные кожаные планшеты, у студентов — кожаные или матерчатые ремешки, которыми перехватывалась стопка книг, а ученики школ носили за плечами жесткие ранцы. Портфели, чаще всего сделанные из черной или темно-зеленой кожи, вначале не имели ручки, и их носили под мышкой. Мастера использовали для производства портфелей гладкую или зернистую (шагреневую) кожу. Реже дорогие портфели шили из сафьяна (козловой кожи очень мягкой выделки) и из натуральной крокодиловой кожи или ее имитации. Владельцы портфелей украшали их своей монограммой, сделанной из бронзы или более дорогого металла. Чаще всего портфель имел замочек, который закрывался на маленький ключ, а углы портфеля укреплялись металлически­ми уголками.

Ридикюль — переводится с французского языка как «сеточка». Представлял собой чаще вязаную, а иногда и изготовленную из кожи небольшую дамскую сумочку для посещения театра или светского приема.

Саквояж — переводится с французского языка как «мешок для путешествий». Саквояжи изготавливались из кожи специально для поездок и были большими и вместительными.

Близок к саквояжу по размеру и форме баул — тоже изначально дорожная объемная кожаная сумка, родиной которой является Италия. В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона говорится, что баул — это «небольшой продолговатый сундук с металлическими скобами, иногда обитый кожей, или небольшой ручной кожаный чемоданчик.».

Примерно в одно время с саквояжем появляется и кофр (в переводе с французского языка «сундук») – дорожный сундук с несколькими отделениями.

Портплед — само название говорит о том, что в этой сумке надо переносить или перевозить одеяло. Изначально его предназначение было именно таковым. В настоящее время портпледом называют прямоугольную сумку для перевозки спальных принадлежностей, застежка которой раскрывается таким образом, что сумка становится совсем раскрытой. Внутри портпледа имеются крепежные ремни. Сейчас портплед — чехол для костюмов или просто комплектов одежды, складывающийся пополам. Вещи в нем сохраняют форму и не мнутся.

Рюкзак — это слово имеет немецкие корни и переводится дословно как «заплечный мешок». Вначале рюкзаки предназначались для солдат немецкой армии, а затем прочно вошли в обиход жителей многих стран, стали неотъемлемой принадлежностью туристов, геологов, археологов, малышей, подростков, а в последние годы еще и молодых мам.

Несессер — переводится с французского языка как «нужный, необходимый». Несессеры прочно вошли в обиход всех путешествующих мужчин и женщин уже в середине XIX в. Изначально они представляли собой вместительную шкатулку с несколькими отделениями, в которые мужчины помещали бритвенные и умывальные принадлежности, а женщины — умывальные принадлежности и предметы для рукоделия, с которыми в те времена никогда не расставались. Несессер оказался очень удобным в поездках и просуществовал до XXI в., мало изменившись по существу. Он популярен среди часто путешествующих людей и в наше время и представляет собой небольшую сумочку из легко моющегося материала с несколькими отделениями разного размера.

Каких только сумок не знала история за стремительный и полный новшеств XX в.! Это и вязаные кошельки, носимые на длинном шнурке, и жесткие лакированные ридикюли, и плетеные кокетливые сумочки с букетиком цветов, и сумки-бочонки, и сумки-чемоданчики, и спортивные сумки-балетки, и вязаные ажурные авоськи, и классические кожаные сумки с двумя ручками.

К середине XX в. в моду вошли сумки в форме конверта, появившиеся еще в 1920-е гг., сумки-папки, ставшие модными в 1930-х гг., «автомобильные» сумки, формой напоминавшие современные дорожные сумки удлиненной формы, сумки-чемоданчики и сумки-портфели. Например, сумочки-балетки, очень популярные во второй половине 50-х - первой половины 60-х гг. ХХ в., имели форму небольшого кожаного чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Их носили и молодые девушки, и женщины постарше. Изначально эти сумочки предназначались для хранения и переноски бальных туфель, без которых девушки на танцы не ходили. Но поскольку в те времена у женщин не было возможности приобретать по несколько разных сумок, в балетках носили и книги, и косметику, и даже продукты. Сумочка-балетка была символом советской женщины на протяжении более десятка лет.

Во второй половине XX в. стали также носить довольно большие сумки преимущественно на длинном ремне. Знаменитый модельер Кристиан Диор сделал сумки более женственными, изящными, богато декорированными.

В 1970-е гг. в СССР стали безумно популярными разноцветные сетки-авоськи, сплетенные из ниток. Их носили и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые. В каждом доме было по несколько авосек разных цветов.

В следующее десятилетие в стране появились первые яркие полиэтиленовые пакеты, приобрести которые сначала можно было только на рынке за приличные деньги. Пакеты привлекали своей новизной и красивыми изображениями, но были очень непрочными и быстро рвались, к тому же по-настоящему заменить женскую сумку они, конечно, не могли.

В СССР в годы перестройки вошли в моду сумки, как из холщевой ткани, так и сделанные из натуральной или искусственной кожи.

Сегодня популярны сумки не только красивые, но и удобные, что отвечает потребностям современной деловой женщины. Они выполняются из кожи, ткани, пластика, соломки, винила, натурального меха. Появились сумки, выделанные из телячьей кожи, пони, сумки из кашемира, меланжевой шерсти, хлопчатобумажных ниток. Дизайнеры разработали модные продолговатые сумки-багеты и сумки-пояса, а также оригинальные удлиненные сумочки-«таксы».Дизайнерский дом Гуччи в начале XXI в. снова сделал популярной стильную сумочку с ручками из бамбука, которая была в моде полвека назад.

На всем протяжении своего существования сумки с каждым годом становились все более интересными и разнообразными. О важности сумки в жизни женщины говорит тот факт, что в Великобритании ежегодно 4 октября отмечается Национальный день сумок. В этот день проходят показы новых коллекций модных сумок и аксессуаров, проводятся выставки-продажи.

В столице Японии создан музей сумок, в котором выставлено более 3 000 экспонатов, привезенных из всех уголков мира. Здесь можно увидеть сумки всевозможных размеров и назначения от табачных кисетов до дамских сумочек. Подобные музеи открыты в Австралии и Голландии, а в музеях городского быта во всем мире одними из главных экспонатов остаются самые различные сумки.

Некоторые мужчины утверждают, что сумка для женщины — это практически то же самое, что для них гараж, поскольку в ней хранится самое ценное, что у нее есть.

Сумка — предмет для женщины почти священный, ее выбор может зависеть и от общего стиля в одежде, и от того, какое место женщина хочет занять в обществе, и от многого другого. Одним из главных требований к сумке является ее правильное и подходящее к случаю цветовое решение. </lj-cut>

elena-myu.livejournal.com

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков – Ярмарка Мастеров

Лакомник — один из красивейших элементов русского костюма. Лакомник — по-другому — карман, сумочка. Сейчас все чаще и чаще можно увидеть такие сумочки в народном стиле на девочках и на девушках, и на больших:) девочках тоже. На самом деле — очень удобно, когда самые необходимые вещи всегда с тобой. И очень красиво!

Давайте попробуем сшить такой лакомник.

Я люблю лоскутки. Поэтому предлагаю воспользоваться ими. Лоскутков много и я стараюсь распределять их по основным цветам. Для этого проекта выбираю — красную, синюю, зеленую и рыже-коричневую гамму.

русский стиль 2015

Кроме того, нам необходимо подобрать ткань для внутренней стороны, вискозную салфетку (салфетка для уборки) или что -то иное — синтепон, например. Выберем несколько цветов молний — так, на всякий случай, когда закончим лоскутную сборку — определимся с цветом. Остальное как обычно: нитки-иголки-ножницы-булавки, если есть — нож, линейка и коврик для пэчворка.

лакомник

Приступим.

Шаг 1.

"Лоскутная часть".

Вырезать из ткани, выбранной для внутренней стороны, квадраты — 2 штуки, размер произвольный, я выбрала 25-25см. Вы можете сделать больше или меньше, или другой формы — прямоугольник или трапеция.

Из вискозы (или синтепона) вырезать квадраты на 2-3 см больше предыдущих. Это для того, чтобы швы не "начинать" и не "заканчивать" у самого края. Выложить две заготовки: двухслойник — ткань плюс вискоза.

сумочка

Сколоть булавками со строны вискозы, работать будем с этой стороны.

карман

Выбираем лоскуток для середины нашей композиции и простегиваем его в произвольной форме — параллельными линиями, например.

лоскутное шитьё

Выбираем следующий лоскуток.

пэчворк

Укладываем его лицом к лицу на предыдущий и прокладываем строчку отступив от края 4-5 мм.

квилт

После этого разворачиваем второй лоскуток и стегаем его — в произвольном направлении — можно тоже параллельные линии, но перпендикулярно предыдущему лоскутку, как вариант. Таким образом закрываются все срезы предыдущего лоскутка.

квилтинг

народный костюм

Последовательно мы выкладываем  лоскутки —  рядами или по периметру. Совершенно в любой последовательности, создавая всякий раз уникальный узор..

мастер-класс

Вот посмотрите, вариант другой стежки:

лоскут

ВАЖНО — при шитье нитку можно не обрезать, а плавно переходить от одного лоскутика к другому. Но иногда можно зайти в "тупик" и приходится переходить на другое место, поэтому в начале и в конце необходимо выводить нижнюю нить наверх. Это позволит получить "чистую" изнанку. С изнаночной стороны будет повторяться стежка. А те нити, который выводим наверх, просто прячем под очередной лоскуток, при разворачивании и прошивании.

русские традиции

Кроме того, лоскутки я не подгоняю по размеру, и поэтому места стыковки могут быть не очень удобными. Для того, чтобы решить этот вопрос — при необходимости мы можем с одной стороны подвернуть очередной лоскуток и первым швом так и пришить. При развороте его — подгиб должен перекрыть нижележащий лоскуток.

Вот такой получился винегрет:

А это другой вариант (это совсем другая моя работа) — техника исполнения та же, а расположение лоскутков напоминает Крейзи.

Показываю просто для примера, можно и такой лакомник сделать.

Перый шаг закончили. У нас получилось два полотна:

это изнанка:

Обрезаем лишнее, формируя прямые углы и размер  24-24 см, по 1 см " убежало".

 ШАГ 2

"Сборка".

Выбираем лицевую часть, определяем верх-низ. И, отступив от линии верха 4 см,  делаем разрез. В этот разрез нам предстоит вшить молнию.

По результатам лоскутной сборки — на мой взгляд, хорошо ложится по цвету малиновая молния. К ней я выбираю ткань для отделки тоже в малиновых тонах.

ДЛЯ ОТДЕЛКИ — вырезать из ткани ленты. Для молнии 2шт — ширина ленты 3 см; длина — 24см. 

Для обработки края — периметр лакомника — длина ленты, ширина — 4см.

Для обработки срезов молнии ленты ширина 3см, длина 6см.=2шт.

Начинаем с обработки молнии. Я выкроила ленты для молний длиннее, с тем, чтобы хватило и на срезы.

Я делаю так: оборачиваю лентой молнию, изнаночной стороной сверху (предварительно измерив необходимую длину молнии) и прошиваю попрек, отступив 4-5 мм от края. Лишнюю молнию и ленту обрезаю. Ленту выворачиваю на лицевую сторону.

Таким образом обрабатываю обе стороны.

Пришиваем молнию.

Для этого укладываю молнию и нижнюю часть лакомника- ИЗНАНОЧНЫМИ сторонами друг к другу.

фиксирую булавками:

НА МОЛНИЮ укладываю ленту — ЛИЦЕВОЙ стороной к молнии.

Прокладываю строчку с помощью специальной лапки:

Теперь необходимо ленту подвернуть под шов и заутюжить

По краю подворота проложить строчку.

Повторить для второй части молнии:

Вот так это выглядит с лицевой стороны:

Это изнаночная:

Для крепления лакомника к поясу (или для отдельного ремня) необходимо пришить петли. Для петель я взяла репсовую ленту, длиной 10 см — 2 шт.

Формируем петли и фиксируем их, булавками, к задней части лакомника. Расстояние по 5 см слева и справа от краев.

Теперь обе части лакомника складываем изнаночными сторонами друг к другу. Укрепляем булавками. Проверяем размер. Закругляем нижние углы.

Осталось обработать край.

Ленту (4см) складываем вдоль, изнаночной стороной внутрь и срезом к линии среза лакомника . Прошиваем по всему периметру. Не стану на этом подробно останавливаться, думаю, что этот способ многим знаком. Скажу только, что после того как я пришиваю ленту(бейку) — прокладываю еще одну строчку  рядом, ближе к краю — для прочности.

Бейкой оборачиваю срез и вручную подшиваю.

Петли фиксирую коротким швом —просто сверху по бейке.

Все!

Готово!

Вид лицевой стороны.

Вид задней стороны.

Благодарю за внимание!

www.livemaster.ru

К зимним Святкам | Православный Саров

 РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЗВЕЗДЫ

Рождественскую звезду, с которой ходили раньше славить Христа, везде делали по-разному, по местной традиции. Обычно этот праздничный атрибут заранее мастерили из подручного материала малые ребята и подростки.

Простейший и наиболее традиционный вариант рождественской звезды – звездочка, собранная из лучины. Плоская щепная конструкция в квадрате представляет собой лучистую розетку с крес­тообразными пересечениями из ровных лучинок. Она не имеет определенного количества лучей, как звезда, и походит скорее на солнце: в прошлом она и была солярным знаком. Ребята подбирали для звезды самые ровные и прочные лучинки, перевязывали их по местам перекрестья и вставляли звездочку в отверстие на конце деревянной ручки. При ходьбе и от ветра звездочка вращалась.

Подобный вариант – рождественская звезда из соломы.  Со­ломой переплетали перекрестья лучинок и по краям, по всему кру­гу, втыкали крепкие ржаные со­ломины – получалось яркое жел­тое солнышко.

Когда для деревни стала доступ­ной разная бумага, рождествен­ские звезды стали делать из нее. Они складывались, как фонарик, также напоминая солнечный круг. Складная звезда делается из плот­ной бумаги, которую можно пред­варительно окрасить широкими полосами, чередуя цвета радуги. Для изготовления небольшой звез­ды нужно взять лист бумаги раз­мером 10x30–40 см. Теперь перегнем его вдоль неглубокими аккуратными складками, закладывая их то в одну, то в другую сторону – гармошкой. Складок дол­жно быть не менее двадцати – тридцати. Перевязав середину сло­женной гармошки ниткой или проволочкой, расправим склад­ки – получится звезда-круг. Верх­ние ее края склеим, а к нижним кромкам приклеим более длинные и плотные полоски картона – за них можно крепить и держать звезду. С подобными звездами большого размера, до полуметра в диаметре, раньше и ходили славить Христа. Для прочности к складкам приклеивали лучинки и вставляли звезду в длинное древ­ко. При переходах от дома к дому ее каждый раз вынимали, складывали и снова вставляли.

 

По такому же принципу можно сделать объемную звезду. Для это­го нужно взять вдвое сложенный лист бумаги и так же заложить его ровными складками, хорошо про­глаживая по местам сгибов. При ширине листа 48–60 см, глубине складки в 1 см длина листа долж­на составлять 250–280 см – тог­да получится полный круг диамет­ром в 50 см. Для удобства работы лучше сделать сначала одну поло­вину звезды, затем другую, склеив их по краям клеем ПВА.

Для крепления объемной складной звезды понадобится 4 полоски кар­тона шириной в 1,5 см, длиной 25 см. Их можно крепить к краям звезды толстыми нитками или скрепками. Для того чтобы звез­да держала объем, внутрь встав­ляется картонка и приклеивается к одной из складок звезды. Раз­вернутая звезда похожа на лучис­тую розетку – солнышко. Со временем рождественская звезда приблизилась к христиан­ской символике. Ее форма стала звездчатой: с шестью или восемью четко выраженными остроконеч­ными лучами. Однако изображе­ние традиционного солнечного круга в ней все-таки оставалось.

Лучи звезды выходили из большо­го, объемного барабана – цилин­дра – и соединялись между со­бой разными украшениями, обра­зуя круг.

Такие звезды делали из лубяно­го обода-барабана, напоминающего решето. Его обклеивали бумагой, которую промасливали для проч­ности. С обеих сторон наклеивали бумажные иконки с изображением Рождества Христова и поклонени­ем волхвов и пастырей. По краю звезду окаймляли бахромой, настриженной из желтой бумаги, и обклеивали лучами, вырезанными также из бумаги. Ее укрепляли на длинном древке.

 

В некоторых деревнях даже в 50–60-е годы 20 века ребята еще ходили славить Христа. Мальчики выпи­ливали шестиконечную звезду из фанеры и обтягивали ее фольгой, которую заранее собирали. Звез­ду прибивали к палке с планоч­кой, где устраивали самодельный подсвечник из кусочка жести. Когда в вечерней темноте подходили к очередному дому и зажигали свечку, звездочка светилась сереб­ром, как настоящая.

Иногда рождественскую звезду делали громадных размеров: в 2 аршина (71,12см * 2) в диаметре. Подростки ходили с нею из деревни в дерев­ню, и благодаря звезде «христо­славов» замечали издали. Уни­кальный образец такой рожде­ственской звезды хранится в Красноборском историко-мемориальном и художественном музее.

Предлагаем вам повторить свой вариант северной рождественской звезды, как сделали это в Малых Корелах Архангельской области, где каждый Новый год, по тради­ции, дети вместе со взрослыми ходят славить Христа с красивой восьмиконечной звездой. Такая же модель украшает и музей «Детский народный календарь» в Хотькове Московской области.

 

Изготовление звезды начинается с центральной ее части – бара­бана. В оригинале он выполнен из луба, мы можем сделать его из плотного картона. Диаметр бара­бана – 8 вершков, то есть 36 – 38 см (не считая шва), толщи­на – 15 см. Отверстия для лучей удобно прорезать на полоске кар­тона, пока она не свернута в ба­рабан. Посередине полоски, про­чертив линию, нанесем предвари­тельную разметку для 8 отверстий, расположенных на ровном расстоянии друг от друга. Вокруг каждого из этих отверстий наметим по углам еще по 4 отверстия, определяющих ширину луча, – 10 см и его толщину – 6,5 см. Все отверстия прорежем. Еще одно отверстие (самое большое) сдела­ем между любыми двумя луча­ми – в него будет вставлена ру­коять, когда звезда будет готова. Теперь сошьем каркас прочными нитками.

Для изготовления лучей пона­добятся лучины или прутья, об­разующие их каркас. Длина лу­ча – 47 см, однако лучины долж­ны быть длиннее – 80–83 см, чтобы упираться концами в про­тивоположную стенку барабана – для прочности конструкции. Короткие лучины легко удлинить, привязав веревочкой недостающий конец. Для каждого луча нужно 5 лучин, центральный прут дол-быть потолще боковых. Встав­ленные в барабан лучины связы­ваются на концах нитками – по­лучается восьмиконечный щепной каркас.

 

Теперь барабан (с обеих сторон) и лучи оклеим белой бумагой при помощи клея ПВА или клейстера, заваренного из крахмала (в ориги­нале звезда оклеена листами из школьных тетрадей и прописей). В середину барабана наклеим изоб­ражение Богоматери с Младенцем или картинку «Рождество Христо­во» (в оригинале – литография). Украшения для звезды сделаем из гофрированной бумаги. Сло­женную вдвое ленту желтой бума­ги настрижем лапшой и в два ря­да обклеим бахромой край лице­вой стороны барабана: он напо­минает солнышко. Настрижем лапшой ленты из бумаги разного цвета (синего, голубого, желтого, коричневого, розового) и обмота­ем ими лучи – по спирали. Те­перь из такой же разноцветной настриженной бумаги свернем и свяжем 24 кисточки (длиной 5 – 7 см). Соединим концы всех лу­чей веревочкой (конопляной) и привяжем к ней кисточки – по три штуки между лучами. Пыш­ная гирлянда объединяет лучи в цветистый круг. Осталось вставить в барабан рукоять (длиной 126 см, диаметром 3 см). Большая звезда, легкая и красивая, – настоящий символ радостного народного празд­ника – Рождества.

ВЕРТЕП

 

С вертепом, как и со звездой, также ходили славить Христа, обычно только мальчики. Вертеп представлял собой символическое изображение места рождения Хри­ста – пещеры, служившей заго­ном для скота. Для вертепа ребя­та приспосабливали какой-нибудь ящичек или делали его специаль­но. У него не было одной (перед­ней) стенки: получалась как бы миниатюрная сцена. К задней стенке приклеивали бумажную иконку «Рождество», на «пол» клали сено или солому, на край приделывали подсвечник для све­чи. Ящичек приколачивали на палку. На ее верхушке крепили рождественскую звездочку. Когда славильщики подходили к дому, свечку зажигали и с песней под­нимали вертеп к окну – хозяевам на обозрение.

Старшие ребята сооружали вер­теп более капитально – он слу­жил много лет. Редкий образец этого рождественского атрибута, привезенный экспедицией 1994 го­да, хранится в Архангельском го­сударственном музее деревянного зодчества и народного искусства Малые Корелы. Вертеп сделан в начале XX века, с ним до 1930-х годов ходили славильщики дерев­ни Патракеевка Приморского рай­она Архангельской области.

Вертеп похож на большой вы­носной фонарь. Его каркас имеет цилиндрическую форму: высота – 70 см, диаметр – 22 см. Нижний и верхний круги барабана сколо­чены из тонких дощечек, скреп­ленных планками. По их окруж­ностям на равном расстоянии вы­резаны по шесть выемок, куда вставлены и приколочены соеди­няющие рейки (шесть штук). В ос­новании барабана вырезано отвер­стие для руки.

Барабан насажен на толстую ру­коять, к которой на расстоянии 5 см от дна приколочена подстав­ка с двумя металлическими под­свечниками. На расстоянии 15 см от крышки в рукоять вставлена сквозная тонкая палочка, на 10 см ниже – другая, перпендикуляр­ная первой. Такая же палочка вставлена в верхний конец руко­яти, торчащий над барабаном. На эти палочки насаживались си­луэтные бумажные фигурки, изоб­ражающие пастырей, волхвов, жи­вотных. На конце верхней палоч­ки укреплялась рождественская звезда или иконка «Рождество».

Весь вертеп оклеивался цветной бумагой. Когда через отверстие в основании барабана зажигались свечи,  фигурки шевелились от теплого воздуха, отбрасывали те­ни – вертеп действительно пред­ставлял таинство Рождественской ночи.

 

СУМКА-ЛАКОМКА

 

Славильщики (христославы) всегда носили с собой сумки, куда складывали угощение, полученное за песни-поздравления.

На Севере такие сумки шили, например, из меха нерпы, но чаще всего их делали из холста и лоскута, подобранного в красивых узорных и цветовых сочетаниях. Туда складывают конфеты, печенье, пряники, монетки, шоколадки – отсюда и сумка-лакомка.

Традиционная сумка славильщиков имеет прямоугольную форму. Ее размер нужно выбрать по своему росту.

Сначала подберите цветные лоскутки. Положите их на холст или другую ткань, из которой будет сшита задняя сторона сумки, и выберите наиболее гармоничные по сочетанию кусочки ситца, сатина, бумазеи, шелка... После этого вырежьте» четыре треугольника и сшейте их в квадрат. Разгладьте его но швам с изнанки. Теперь обшейте квадрат рамкой из четырех прямоугольных лоскутков и разгладьте также новый квадрат. По бокам пришейте полоски, окаймляющие лоскутную композитно, – получилась лицевая сторона сумки. Посадите ее на подкладку и сшейте с прямоугольником холста,  заготовленного для задней стороны сумки.

Пришейте ручку. Она может быть из узорной тecьмы, шнура.

Шитье сумки-лакомки предполагает разные варианты, тем и хороша традиционная лоскутная техника. Лоскутки можно сшивать в различные цветные и узорные мозаики, настрачивать на ткань сверху, как аппликацию, извлекая из строчки и стежка дополнительный декоративный эффект. Сумочку можно также простегать, как одеяльце, выявляя фактурную красоту мягкой поверхности. Лакомку украсят кисточки из цветных ниток, нашитые бусинки, бисер, блестки...

После праздника лоскутная сумка будет украшением вашей комнаты, детского уголка. В ней приятно хранить рукоделие, уютно сидеть куклам, мягким игрушкам. Нарядная рукодельная сумочка – хороший новогодний подарок.

 

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Из книги Г.Дайна "Детский народный календарь"

pravsarov.su

Сумочка для мелочей - лакомник

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 1

Для изготовления лакомника нам потребуется: 2 кружочка из ткани верха (флиса) – диаметром 15 см., 2 кружочка из ткани подкладки (любой) – диаметром 15 см., нитки, немного липучки, веревка или тесьма – 80 см. и несколько пайеток для украшения.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 2

Выкройкой лакомнику послужил старый ненужный CD диск + припуск на шов – 1 – 1,5 см.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 3

На швейной машине или вручную соединяем две детали подкладки и основной ткани строчкой, оставляя не зашитыми 1/3 круга.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 4

На швейной машине или вручную соединяем две детали подкладки и основной ткани строчкой, оставляя не зашитыми 1/3 круга.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 5

Не зашитые края отгибаем на 1 – 1,5 см (величину припуска) и заметываем прямыми стежками.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 6

Не зашитые края отгибаем на 1 – 1,5 см (величину припуска) и заметываем прямыми стежками.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 7

Концы веревки или тесьмы прикрепляем стежками к подкладке

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 8

Вставляем подкладку в сумочку из основной детали.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 9

Зашиваем края лакомника швом через край. Нити сметывания удаляем

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 10

Пришиваем липучку швом вприкреп. Украшаем пайетками с помощью клея или пришиваем.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 11

Наша сумочка готова.P.S. Подбирать ткань подкладки и цвет липучки лучше в одной цветовой гамме (я сделала из того, что нашла под рукой). Если нет липучки, можно пришить пуговицу. Форма сумочки может быть любая, можно сделать геометрический орнамент в красной цветовой гамме, тогда будет более традиционно.

Лакомник - сумочка-карман для мелочей. В старину изготавливали из лоскутов для различных мелочей. Носили и мужчины, и женщины. фото 12

stranamasterov.ru


Смотрите также