Мурманский областнойДворец культуры и народного творчестваим. С.М.Кирова. Саамские сумки


Технология изготовления саамской сумка – кисы | Технология изготовления саамской сумка – кисы | ДК Кирова

Наименование ОНН:  Технология изготовления  саамской сумка – кисы.

Язык наименования: русский, саамский.

Форма выражения ОНН: Саамская сумка – киса

Современное место бытования ОНН:

Российская Федерация, Мурманская область, сёла, деревни и посёлки Ловозерского района. Финляндия, коммуна Севветьяврь.

Формы жанровых направлений ОНН:

Техники и технологии – Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Барудкин Денис  Виктрович

Тип ответственности: Исследователь

Дата рождения: 22.03.1982г.

Ф.И.О. Кожевина Татьяна Сергеевна

Тип ответственности: Исследователь

Дата рождения: 31 ЯНВАРЯ 1974г.,

Для исследователя – МБУК «ЛРНКЦ».

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: муниципальное бюджетное  учреждение культуры «Ловозерский районный национальный культурный центр»

Подразделение: отдел ремесел

Тип ответственности: хранитель

Местонахождение: Мурманская область, Ловозерский район, село Ловозеро, ул. Советская, д.8

Наименование: Государственное областное автономное учреждение культуры «Мурманский областной краеведческий музей»

Подразделение: Отдел «История, культура и быт кольских саамов»

Тип ответственности: хранитель

Местонахождение: Мурманская область, Ловозерский район, село Ловозеро, ул. Советская, д. 28

Описание:

Сумка-киса – мягкая сумка, сшитая из оленьего меха или оленьей дубленой кожи, на застежке-вздержке без ручек, имеющая переднюю и заднюю детали полуовальной формы, декорированные бисерной вышивкой или аппликацией, боковая деталь по овалу собрана в мелкую сборку, что придает сумке объём. традиционно украшается треугольными подвесками из цветного сукна и различных бус – техьп. сумка-киса предназначена для хранения и перевозки различных хозяйственных вещей в быту саамов.

Сведения об особенностях ОНН:

Состояние бытования: Технология изготовления сумки  используется мастерами декоративно – прикладного искусства.

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача технологии изготовления саамской сумки

Исполнитель: Носители традиций, участники клубных формирований

Метод действия: Мастер-классы, курсы саамского рукоделия.

Принадлежность:

Национальная принадлежность: Саамы

Этнокультурная принадлежность: Традиционная культура саамов Кольского полуострова Мурманской области, Финляндии, Норвегии и Швеции.

Ключевые слова:

Ключевые слова: Саамы, лопари, сумка, киса, техпь

Описательные сведения:

Аннотация:

Сумка-киса распространена в саамском обществе российской федерации, Мурманской области, селах, деревнях и поселках  Ловозерского района, а также в  Финляндии в коммуне Севветьяврь. Сумка-киса используется для хранения вещей в современном быту саамов и как атрибут к национальному саамскому женскому или девичьему костюму.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

Курсы саамского рукоделия, профессиональное обучение саамскому рукоделию.

Средства выражения традиций:

Музейные экспонаты.

Формы фиксации ОНН:

Фотофиксация: фото

Сведения об обнаружении ОНН:

Российская Федерация – Мурманская область – Ловозерский район – село Ловозеро

Сведения о бытовании ОНН:

Российская Федерация – Мурманская область – Ловозерский район – село Ловозеро

Бытование связано:

C событием: Использование в быту. Как украшение к женскому костюму.

Сведения о формировании ОНН:

Российская Федерация – Мурманская область – Ловозерский район – село Ловозеро

Наименование количественной характеристики измерения ОНН:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: 5 экземпляров

Контактные координаты (почтовый адрес, телефон, факс, e-mail):

МБУК «Ловозерский районный национальный культурный центр» 184592, Мурманская область, с. Ловозеро, ул. Советская, д.8, телефон: 8 (815-38) 40-139, факс: 8 (815-38) 40-363, e-mail: [email protected]

ГОАУК Мурманский областной краеведческий музей отдел «История, культура и быт Кольских саамов», 184592, Мурманская область, с. Ловозеро, ул. Советская, д. 28, телефон: 8 (815-38) 40-077, 40-282.

Фото и описание в прикрепленном документе.

www.odkkirova.ru

Искусство орнамента в декоративно-прикладном творчестве саамов Кольского полуострова

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомиться с особенностями саамского традиционного орнамента.

Задача: воспитывать любовь к родному краю, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа через изучение особенностей его прикладного искусства.

План.

1). Вступление.

2). Основная часть.

- Истоки прикладного искусства саамского народа.

- Особенности саамского орнамента в бисероплетении.

- Использование орнамента в саамском быту.

- Мастера саамского декоративно-прикладного искусства.

3). Заключение.

Вступление.

слайд 1

Мы живём на Кольском полуострове. Для многих - это его Родина. Наше Отечество изменилось, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и настораживает своей неопределённостью будущее. В настоящее время остро стоит вопрос межнационального общения. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней.

Искусство помогает нам стать добрыми, преданными Родине, высококультурными, настоящими патриотами своей страны.

Сохранение культурного наследия коренных народов является актуальной задачей для всех стран Баренц региона, но особенную остроту эта проблема имеет в Мурманской области, где саамская этническая группа имеет наименьшую численность (около 2000 человек) по сравнению со Швецией (15000-25000), Норвегией (40000-60000) и Финляндией (4000).

Декоративно-прикладное искусство саамов - этого необычного народа нашего Севера мало изучено. А ведь оригинальность творчества этого народа, его актуальность, восхищает всех, кто с ним соприкоснулся. Очень хочется сохранить его, передать последующим поколениям. Вот почему надо его изучать.

Основная часть.

слайды 2, 3

1). Истоки прикладного искусства саамского народа.

Саамы Кольского полуострова – народ с развитыми и во многом самобытными традициями. Фантастичны и причудливы их сказки, народные предания, своеобразно прикладное искусство. Истоки прикладного искусства саамов – в жизненной необходимости самим изготовлять одежду, обувь, предметы быта и в естественной потребности делать их не только удобными, но и красивыми. В саамском фольклоре встречается немало упоминаний об украшении одежды, обуви, охотничьих сумок, детских люлек ракушками, красными сушёными ягодками и жемчужинами – розовыми, голубыми, жёлтыми красноватыми.

Художественное творчество связано со всей историей народа, его обычаями, хозяйственной деятельностью. Саамы – оленеводы, охотники , рыболовы – передвигались по тундре вслед за стадами оленей, в поисках рыбы и зверя. Полукочевой быт лопарей определил круг необходимых вещей. которыми они пользовались.

Искусство северных народов образно называют искусством, рождённом на снегу. На Севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходима разнообразная игра красок. Ярко горят на снегу кусочки сукна – красного, жёлтого, синего, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.

2). Особенности саамского орнамента в бисероплетении.

слайд 4

Богатые самобытные традиции имеет шитьё бисером. “Время появления бисера как декоративного материала в саамской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу 18-19 веков. Путешественник и исследователь этого времени Н. Озерецковский писал, что Кольские саамы праздничную оленью “сбрую держат унизанную бисером и ушитую маленькими лоскутками сукон. Обувь свою, или каньги, также унизывают бисером…” (Косменко, 1993 г., стр. 60).

Именно в вышивке бисером сконцентрирована вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка.

слайд 5

У саамов твёрдо выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берётся традиционно красного цвета, но иногда бывает алого, розового и тёмно-вишнёвого цвета. Сам бисер трёх основных цветов – белого, голубого и жёлтого. Эпизодически, как вспомогательные, встречаются бисеринки синего, перламутрового или зелёного цвета. При этом полностью отсутствует чёрный цвет.

слайд 6

Вышивка бисером близка по своей орнаментике к культуре других народов и в основе рисунка лежит стилизация окружающего мира – птиц, животных, растений, т.е. мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. В сказке “Никийя”, записанной Чарнолусским, Акканийда творит чудо из всего, что есть под рукой: “Круги, колечко в колечко, и змейки и палочки. и месяц с луной, и ножки сороки и водный узел, и клетки, и гусиная лапка – всё сияет от огней костра!”. Характерной чертой орнамента является геометрический стиль. На одежде, орудиях труда. утвари находим в основном 3 типа орнаментов:

1) ромб и квадрат;

2) треугольники и зигзаги;

3) круг. розетки, звезда, крест (Н. Волков, 1996., стр.49).

Саамский орнамент отличает изящная простота, строгость узора. Трудно найти повторяющийся рисунок, одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. В каждой - орнамент оригинальный, отражающий индивидуальность почерка исполнителя. Шитьё бисером – тонкая. кропотливая работа. Любопытно. что никогда перед началом работы опытные мастерицы не делают никаких разметов, т. е. держат весь будущий узор в памяти или имеют перед собой какой-либо образец.

слайд 7

Вышивку конструировали. Народные умельцы мыслили цельно, едино. Вышивка рисунка обычно начиналась с центра, где располагались 4 бисеринки. И уже относительно центра развивался дальнейший рисунок. Только благодаря этому достигалась пропорциональность различных геометрических элементов, форма которых зависела от формы материала, а в конечном счёте от самой вещи и её назначения. В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развёрнутой центральной частью и дополняющим её смысловым обрамлением. Первоначальные 4 бисеринки, образующие центр, после последующих наслоений напоминают как бы распустившийся цветок.

слайд 8

Дальнейшее решение узора могло быть самым разнообразным, но в каждом из них есть повторяющиеся элементы, из которых как бы складывается, на которых держится весь узор. Без знания основных элементов невозможно прочитать орнамент. В основе национальной вышивки бисером лежит счёт. Зная общее количество бисеринок на нитке , вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка.

слайды 9-13

Рисунок часто обрамляют трёхрядно. Это позволяет добиться эффекта глубины изображения. Для этого с внешней стороны основной линии кладётся крупный бисер, в середину – средний, а во внутренний ряд мелкий.

Одной из особенностей саамского узора была его беспрерывность. Узелки завязывались в самом редком случае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы.

3). Использование орнамента в саамском быту.

слайды 14-30

Саамы украшали узорами практически все виды изделий: традиционный костюм, пояса, рукавицы, чулки, обувь. Среди саамских изделий, расшитых бисером, выделяются женские и девичьи головные узоры – шамшуры и перевязки. Алое сукно в них почти полностью покрывается узором, выложенным блестящими бусинками. Фантазия мастериц, их умение проявились в создании таких работ особенно ярко. Украшались изделия домашнего обихода: посуда, колыбели, женские сумочки, кожаные перемётные сумки, прялки, футляры для хранения мелких вещей, игольницы и т. д.

4). Мастера саамского декоративно-прикладного искусства.

слайды 31-35

Своё умение, любовь к творчеству мастерицы стараются передать детям, членам своей семьи.

Работы народных мастериц Е. И. Мечкиной, О. С. Шаршиной, Д. Фофоновой, А. И. Кирилловой, Л. С. Кобелевой, У. П. Захаровой, П. П. Захаровой, К. Я. Семяшкиной, А. Е. Мозолевской и др. известны многим жителям Мурманской области. Они экспонируются на многих выставках в Мурманске, России и за рубежом.

Заключение.

слайды 36-41

Сравнение образцов саамского искусства, выполненных много лет назад, с современными произведениями убеждает, что народные традиции прочны и долговечны. В школах и дошкольных учереждениях г. Мурманска на уроках и во внеклассное время ребята активно изучают саамскую культуру: декоративно-прикладное творчество, песни, танцы, сказки, стихи. Ведь, чтобы любить свою Родину, свой край, нужно знать его историю, традиции, культуру и передать это последующим поколениям.

Исполнение в национальной саамской одежде школьным ансамблем “Саамочки” песен на саамском языке:

  • “Три сестры”,
  • “ Церьха”,
  • “Ушёл саам в тундру”.

Используемая литература.

1. “Саамские узоры” А. Мозолевская. Е. Мечкина, Мурманск, 2011 г.

2. “Саамское рукоделие” А. Мозолевская, Е. И. Мечкина

3. “Декоративно-прикладное искусство кольских саамов”, собрание Мурманского областного краеведческого музея, Мурманск, 1985 г.

4. “Творчество - у истоков гражданственности”, В.У. Плюхин, Москва, Просвещение, 1989 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Культура саами | Искусства и ремесла Кольского Севера

Как представитель коренного малочисленного народа саами Кольского полуострова, хочу высказать свою точку зрения по вопросу использования туркомпаниями в коммерческих целях культуры нашего народа.

Слева – ряженый в костюме, который выдается за саамский. Справа – саами в настоящем народном костюме.Слева – ряженый в костюме, который выдается за саамский. Справа – саами в настоящем народном костюме.

Слева – ряженый в костюме, который выдается за саамский. Справа – саами в настоящем народном костюме.

В начале декабря 2015 г. на сайте interfax-russia.ru была размещена статья «Заполярье приглашает туристов принять участие в шаманских плясках, послушать сказки саамов и северный джаз». «Туристам, которые приехали в Кировско-Апатитский район на горнолыжные курорты Хибинских гор, будет предложено развлекательное шоу с саамскими играми, шаманскими плясками, снежными битвами и дегустацией блюд северной кухни», – сообщалось в статье. Данное развлекательное шоу позиционировалось как часть пилотного проекта по развитию культурно-познавательного туризма в области.

Меня, директора Фонда саамского наследия и развития и вице-президента Союза саамов, очень заинтересовало неизвестное мне «саамское шоу». Поэтому я обратился с письмом к Председателю комитета культуры Мурманской области с просьбой предоставить информацию о данном мероприятии и о том, кто из саами будет в нем участвовать. Привожу цитату из своего письма: «Народ саами очень трепетно относится к своей культуре. Особенно к искажению и использованию в коммерческих целях. Поэтому надеюсь, что саамская культура будет представлена представителями саами или при непосредственном их участии. Отдельно отмечу, что у народа саами не было “шаманских плясок”. Надеюсь, что это было просто ошибкой корреспондентов…. Прошу предоставить следующую информацию. Была ли проведена консультация с представителями народа саами об использовании культуры и предметов культуры саами в коммерческих целях? Привлекаются ли представители саами или организаций саами для реализации этого замечательного проекта? Со своей стороны мы предлагаем взаимодействовать по этому вопросу и другим вопросам сохранения и развития культуры и самобытности коренного малочисленного народа саами».

Ответ, полученный от Комитета по культуре и искусству Мурманской области, сообщал, что: «… мероприятия, представляющие саамскую культуру…будут проводится с 15 декабря 2015 года по 30 апреля 2016 года еженедельно на базе учреждений культуры, расположенных на территории села Ловозера». Значит, все-таки не в Кировско-Апатитском районе?

Но уже вскоре по мурманскому телевидению был показан видеосюжет, от которого я пришел в ужас. То, что в телесюжете названо стилизацией, было воспринято представителями народа саами как прямое оскорбление своей культуры.

110110

Слева – ряженый из “саамского шоу” в костюме, который выдается за саамский. Справа – саами в настоящем народном костюме.

Председатель недавно созданного Союза российских саами Сергей Николаев пишет:

«…Это больше напоминает цирк шапито… “Союз Российских Саами” считает неприемлемым использование элементов саамской культуры и одежды в подобных представлениях! В сюжете сказано, что это стилизация, но, на наш взгляд, это не имеет ничего общего даже со стилизацией! Ряженые клоуны, которые представляют себя туристам как саами! Подумайте, ведь по этому действу приезжие люди будут судить о нашем народе! Надо предпринимать какие-то шаги, которые способны защитить нашу культуру от подобных моментов».

В нашей саамской рассылке это обращение вызвало резонанс и саами осудили такое использование саамской культуры, искажение, а попросту оскорбление нашего народа.

К нашему сожалению и негодованию, это не первый случай подобного бесцеремонного использования имени и культуры нашего народа.

Я уже писал письмо в прокуратуру по поводу выступления ансамбля «Радость» на 75-летие Мурманской области. Тот же комитет по культуре ответил, что это не танец саами, а сборный танец народов Севера.

Было выступление на конкурсе красоты девушки в розовой ночнушке с мехом, костюм которой представлен как костюм народа саами…

Слева – девушка в костюме, который выдается за саамский. Справа – настоящая саами в народном костюме.Слева – девушка в костюме, который выдается за саамский. Справа – настоящая саами в народном костюме.

Слева – девушка в костюме, который выдается за саамский. Справа – настоящая саами в народном костюме.

У нас есть саамские предприниматели и общины, которые занимаются туризмом: Иван Головин, Семен Большунов, Света Матрехина….. список огромен.

Мы не раз предлагали создать совет хранителей культуры или задействовать наш совет старейшин, но не были услышаны.

Итогом пренебрежения народной культурой становится открытие таких турпродуктов, как оскорбительное для нас и искажающее представление о нашем народе «саамское шоу».

Поэтому мы предлагаем: закрепить законодательно право на использование костюмов и культуры саами за саами в соответствии с решением Союза саамов, принятым на конференции Рованиеми.

Я обращаюсь к губернатору Мурманской области, правительству Мурманской области, туркомпаниям, общинам, саамским активистам и другим заинтересованным лицам: давайте сядем за стол переговоров и проведем круглый стол. На котором обсудим данную проблему и выработаем итоговый документ, в котором отразим нашу точку зрения и будем придерживаться ее в дальнейшем.

Данилов Андрей вице-президент Союза саамов (международная неправительственная организация народа саами http://www.saamicouncil.net/).

Справка. Выдержки из документа Союза саамов. Декларация Рованиеми, Финляндия 2008 г. далее >>

kola.gallery

Одежда саамов | Хибины

Несмотря на ведение замкнутого образа жизни, схожесть с цивилизацией у саамов все-таки есть. Мужская и женская одежда у них отличаются друг от друга. С переходом от одного времени года к другому меняется и их одеяние. Порой можно даже наблюдать различие домашней одежды от той, что одевают на выход. Вот только ношение нижнего белья у этого народа вовсе не предусмотрено.

Одежда саамов

Летний мужская одежда представляет собой плотно прилегающие длинные брюки и широкую подпоясанную рубаху по колено. Шьется одежда из необработанной самодельной серой или белой шерсти. Богатых представителей этой народности можно легко узнать по цветному одеянию алого цвета. Порой их одеяние выполнено в зеленом или синем цвете. Черный у этой народности не актуален.

Разнятся и пояса бедняков и богачей. У первых этот элемент одежды сшит из оленьей кожи и отделан кружками из олова, у богачей - из серебра. Зачастую на поясе висят нож в кожаных ножнах . Сумка выполнена из кожи оленя, которая покрыта шерстью. Ее конструкция уникальна тем, что сверху к ней пришит соизмеримый по размеру кусок ткани, при помощи 3-х завязок и которого эта сумка может закрываться. Это не просто кусок кожи. Его обшивают разноцветными (чаще всего красными) тканевыми кусочками и металлическими нитями.

«Рыбак рыбака видит издалека», тоже можно сказать и о шапке саамов. У богатых она обшита мехом, у бедных - нет. Такие шапки чем-то смахивают на ночной колпак с разницей лишь в том, что она сшита из красного цвета ткани. Нередко можно встретить шапку, связанную как носок из пуха птицы или шерсти зайца.

Их рукавицы ничем примечательным не отмечены. А вот обувь стоит того, чтобы обратили на нее внимание. Изготавливают ее из шкуры оленя. Особой оригинальностью отличается ее подошва, выполненная из такого же материала, но таким образом, чтобы шерсть на двух ее составляющих кусках направлялась в противоположные стороны дабы избежать скольжения. Носков, как вы понимаете, у них тоже нет, поэтому обувь носится на босу ногу, прикрепленная завязкой.

Таков летний облик саамских мужчин. Зимний комплект включает в себя брюки и рубаху, выполненных из оленьей шкуры. Эта рубаха у саамов именуется малицей и может отличаться как по качеству, так и по внешнему виду. Огромным спросом пользуются малицы, сшитые из шкуры оленят, сменивших шерсть. Они более нежны и мягки, темнее цветом.

Лютая зимняя стужа вынуждает саамов дополнительно утепляться. Помимо вышеупомянутых рукавиц, они надевают еще набедренники и особую шапку из оленьей кожи, которая попутно покрывает плечи. Такая шапка представляет своего рода шлем, в котором специально проделан «проход» для лица. В дополнение к вышеперечисленному одеваются сильно прилегающие к телу штаны.

Женская одежда, подобно мужской, также имеет деление на летнюю и ту, что носят зимой. Летний вариант - это ниспадающая широкая туника, одетая на голое девичье тело. Ее делают с широкими складками, которые покрывают все тело. Здесь такая туника известна всем под таким названием, как «volpi». Как и у мужчин, между саамками существует различие по материальному положению. Бедные носят туники из дешевенькой шерсти, богачки красуются в цветных туниках, сшитых из более дорогостоящей шерсти. Женская туника также подпоясывается. Но женский пояс отличен от мужского. Он внушительно шире (ширина его порой равняется ширине трех пальцев). По красоте женским поясам нет равных. Они украшаются оловянными или серебряными пластинами в форме цветов, птиц и тому подобного.

Женский пояс просто увешан всякими приспособлениями: нож в ножнах, мини-баул для ниток, кошелек и многое-многое другое. Весь этот «груз» висит спереди. У саамских модниц на груди особое украшение, известное как «kracka». Это некий треугольничек (чаще красный) с ладонь шириной , который обертывается вокруг шеи и опускается до уровня сосков.

Универсальным головным убором для саамов служит красная круглая кичка небольшая по высоте и плоская сверху. И только богатые представительницы саамского народа могут себе позволить в особых случаях поверх этой кички повязать полотняный платок. Что до обуви и нижней «защиты» от морозов, у женщин все-то же самое, что и у мужчин.

Зимний головной убор у саамок также идентичен мужскому с единственным лишь отверстием для лица. Такой головной убор они нередко носят и в летнюю пору, но он более «легкий» и призван защищать нежное женское личико от мошкары и комаров. Особо следует отметить, что замужество никоим образом не влияет на одеяние саамки.

hibiny-land.ru

Пища саамов | Карельская кухня

Пища саамов издавна состояла из мяса (зимой) и рыбы (летом). В более далеком прошлом, когда большую роль в хозяйстве играла охота, в пищу шло мясо дикого оленя и реже - медведя. Употребление в пищу медвежьего мяса было характерно, по-видимому, преимущественно для саамов лесной полосы. Медведь считался священным животным и, как у многих других народов Севера, у лопарей существовал целый ритуал, связанный с охотой и поеданием мяса медведя (Архив РАН. СПб.О. Ф. 135. Оп. 2. № 280. Л. 19, 20). Медвежье мясо считалось лакомством. У Кольских саамов в конце XIX в. медвежий праздник, по-видимому, был уже в значительной степени забыт. Имеются даже указания, что с убитого медведя снимали шкуру, а мясо бросали в лесу, считая его "поганым", "негодным" (Архив ИЭА РАН. Ф. 3. 1964 г. № 64).

К концу XIX в., в связи с сокращением размеров охотничьего промысла основным источником мясной пищи стало домашнее оленеводство. Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом, замороженном или реже — в соленом виде. Об употреблении сырого мяса сведений почти нет. С. Герберштейн (начало XVI в.) сообщает о том, что среди лопарей начинает распространяться обычай варки пищи и что они уже предпочитают есть не сырое, а немного "прожаренное" мясо (Герберштейн, 1908. С. 190). В конце XIX - начале XX в. из оленины чаще всего варили суп (иок.-limm), добавляя туда немного ржаной муки, соли и тертых ягод (вороники и морошки), причем во время еды сначала съедали мясо, а затем выпивали оставшийся бульон.

Вяленое мясо заготавливали впрок, на зиму. Для этого мясо нарезали полосами и подвешивали над огнем. Иногда вялили прямо на воздухе. Такое мясо считалось более вкусным. Особенно любили лопари вяленую оленью грудинку. Куски вяленого мяса, пересыпанные солью, хранили в особых корзинах.

Кроме вяленого, саамы издавна употребляли в пищу также и сырое замороженное мясо, которое для еды нарезали тонкими ломтиками. Это так называемая строганина, известная у многих северных оленеводческих народов. Об употреблении саамами подобного, "выдержанного на морозе", мяса упоминал еще И. Шеффер (Scheffer, 1675). Поэтому нельзя согласиться с утверждением некоторых авторов, что это блюдо заимствовано лопарями от коми-ижемцев, появившихся на Кольском полуострове только в конце XIX в. Солили оленину саамы редко — только в том случае, если весной или осенью по какой-либо причине приходилось закалывать оленя.

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак. Почки, посыпав немного солью и положив перед камельком на камень, запекали на огне. Печенку употребляли в жареном виде. Особыми деликатесами считались мозги, сердце, язык, желудок и грудинка. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство (Иванов-Дятлов, 1928. С. 48; Лебедев, 1933. С. 76; ПМА, 1964 г.).

Интересно привести цифры, иллюстрирующие, сколь велика была разница в потреблении мяса зажиточными и бедными саамами. Если первые съедали за год до 100 пудов мяса на семейство, то последние иногда не более 4-5 пудов (Архив РАН. СПб.О. Ф. 135. Оп. 2. № 133).

Летом и осенью основу питания Кольских саамов составляла рыба, преимущественно озерная: сиг, щука, окунь, налим и др. Семга же скупалась, как правило, русскими и норвежскими купцами. Береговые саамы (иокангские, лумбовские и др.), продавая выловленную семгу, закупали одновременно у саамов внутренних районов для собственного употребления озерную рыбу. Ее употребляли в вареном, жареном, вяленом, реже - в соленом виде, а также запекали в тесте. Из рыбы варили, как и из мяса, суп, съедая также сначала куски сваренной рыбы, а затем выпивая бульон.

Жарили рыбу на открытом огне следующим образом. Ее потрошили, мыли, нарезали на большие куски, солили и жарили, накалывая на особые палочки, которые втыкались в землю около огня (Дурылин, 1913. С. 97; ПМА, 1965 г.). Поджаренную таким образом рыбу ели с хлебом или без него. Вяление рыбы происходило обычно на воздухе. Кольские саамы прикрепляли куски разделанной рыбы, предназначавшейся для вяления, к внешней стороне вежи или тупы. Соление рыбы у саамов было распространено, по-видимому, значительно меньше. Для этого ее разрезали, потрошили, мыли, насыпали внутрь соли и укладывали для хранения в кадушки. В конце XIX - начале XX в. готовили иногда еще и рыбу "с душком", для чего ее предварительно зарывали на некоторое время в землю. Количество потребляемой рыбы зависело не от достатка семьи, а от улова. Саамы внутренних районов полуострова (Ловозеро, Пулозеро и др.) заготавливали обычно около 30 пудов на семейство, а береговые - от 5 до 10 пудов (Архив РАН. СПб.О. Ф. 135. Оп. 2. № 133).

Оленье мясо и рыба были основной пищей и скандинавских, и финских саамов Однако последние более широко использовали продукты своего оленеводческого хозяйства. И финские, и скандинавские саамы употребляли в пищу оленье молоко, из которого приготовляли также сыр. Российские саамы доили важенок в очень ограниченных размерах.

Кроме оленьего мяса и рыбы, зимой российские саамы употребляли в пищу также дичь, главным образом куропатку, из которой чаще приготовляли суп, а иногда ее жарили. Одно семейство за зиму съедало в среднем 3-4 пуда куропаток (Архив РАН. СПб.О. Ф. 135. Оп. 2. № 133. Л. 11).

Из растительных продуктов в состав пищи саамов в конце XIX - начале XX в. входила ржаная мука. Ржаную муку саамы покупали у русских, и появилась она у них довольно давно. Основное изделие из нее - пресные ржаные лепешки, которые выпекали в пырте перед камельком.

Довольно распространенным пищевым продуктом у всех саамов издавна была сосновая заболонь. С помощью особого костяного орудия с дерева снимали кору. Затем другим, заостренным костяным скребком соскабливали ее внутренний, белый слой — заболонь и сушили ее над огнем. После этого ее толкли, смешивали с небольшой частью ржаной муки и употребляли в пищу. Эту так называемую сосновую кашу ели обычно с рыбным или мясным супом.

В 1920-е годы Кольские саамы стали употреблять в пищу, хотя и в небольших количествах, овощи, особенно картофель и лук. Грибы, в изобилии имеющиеся в Лапландии, саамы стали собирать совсем недавно. Зато ягоды - воронику, бруснику, чернику и морошку - собирают охотно и едят в сушеном или моченом виде, а также употребляют в качестве приправ к пище (кладут в суп и др.).

Любимый напиток Кольских саамов - чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками. Бедняки иногда вместо чая заваривали его суррогат, для которого употребляли куски чаги — болезненного нароста на стволах березы. Такой чай называли мур-чай, т.е. "дерево-чай".

Одним из наиболее важных предметов саамской кухонной утвари в конце XIX - начале XX в. был чугунный (иногда медный) котел, подвешиваемый над очагом. В нем приготовлялась основная пища (главным образом суп), а также кипятился чай. В начале XX в. многие саамы уже имели чайники. Подавляющее большинство предметов саамской утвари конца XIX - начала XX в. изготовлялось из дерева. Многие принадлежности домашнего обихода саамы выделывали из бересты: различные чашки, ковшики, корзины, солонки, скатерти.

Кроме этого, в каждом саамском хозяйстве имелись всевозможные мешочки, сумочки, где хранились запасы муки, соли, сахара, а также различные пищевые припасы для дороги. Эти сумки и мешки шили из шкуры с оленьих лбов, тюленьей шкуры или замши. Они были овальной или круглой формы. Застежкой служили затягивающийся у горла ремешок из оленьей кожи или скобы, сделанные из оленьего рога.

В настоящее время питание Кольских лопарей существенно изменилось. Пища стала более разнообразной. С развитием молочного животноводства в рацион саамских семей, кроме оленьего мяса и рыбы, вошло коровье молоко. Значительно увеличилось содержание в пище витаминов. В магазинах саамы покупают хлеб, муку, различные крупы, сахар, масло, овощи и другие продукты. Кроме того, в магазинах можно купить и оленье мясо.

Современная хозяйственная утварь Кольских саамов существенным образом отличается от прежней. Большую роль в этом сыграли переход саамов к оседлому образу жизни, а также повышение материального уровня их жизни. В быт саамов теперь прочно вошла эмалированная и фарфоровая посуда (кастрюли, чайники, тарелки, чашки и пр.)

www.vottovaara.ru


Смотрите также